Что нужно сделать перед началом развивающих занятий с плохо говорящим ребенком:
- Найти грамотного невропатолога
- Выработать с ребенком режим дня, обязательно должен быть дневной сон и прогулки утром и вечером.
- Я двумя руками за воскресные школы, школы творчества, но категорически против обыкновенного детского сада (до 5 лет).
Это очень большой стресс для ребенка, и расхлебывать придется еще очень долго. Особенно тем, у кого активные очень возбудимые дети. Но с такими детьми и маме дома сложно заниматься, да еще если ребенок не один.
Мы живем в маленьком городке, и школы раннего развития у нас нет. Но я заметила, муж приезжает с работы, а он у нас отсутствует один-два дня, сын соскучившись видимо перенимает от него какие-то жесты, слова, может быть срабатывает эффект новизны. Мама долбит каждый день: «Где у Миши носик» - эффекта ноль. Папа приехал, один раз показал, сколько Мише лет, тот обратил внимание. Поэтому я пригласила к себе знакомую женщину с большим педагогическим опытом, она преподаватель студии декоративно-прикладного искусства, стала ей платить, за то, что она 3 раза в неделю минут по 40 утром, занималась с сыном. Они рисовали по линейке, лепили колбаски и лепешечки, несколько месяцев одно и тоже. Занимались физзарядкой, пели гласные, раскладывали по мисочкам, камушки, пластилин. Это продолжалось где-то 4 месяца, и ребенок привык, что по утрам у нас занятия.
Несколько советов:
- НЕ стойте над душой у ребенка, займитесь делами. Не отвлекайте собой его
- Если человек пришел к ребенку, не занимайте его своим общением. «По утрам Витальевна приходит, заниматься, а вечером пить чай и разговаривать с мамой»
- Самое главное это регулярность.
Советую прочитать книгу Ромены Агустовой. «Говори, ты это можешь». Этот уникальный педагог учит говорить, читать и писать детей даунов. Из этой книги я много узнала нюансов в работе с детьми с отставанием речи.
Для общения со сверстниками раз два раза в неделю мы с сыном ходим в гости к мальчику, который очень хорошо разговаривает. Сначала Ванечка очень боялся Мишку, сам он робкий мальчик, Но со временем их общение взаимообаготило их Миша перенял многие слова от Вани, а Ваня научился сопротивляться.
Необходимо приобрести следующие материалы:
- Цветные карандаши (чем мягче, тем лучше), восковые мелки. (В прошлом году к нам на Новый год забрел командированный японец и подарил моей старшей дочери японские мелки, они очень ярко пишут и в тоже время не ломаются.)
- Простые карандаши тоже, чем мягче, тем лучше.
- Клей карандаш, разного диаметра.
- Двусторонняя цветная бумага.
- Белая бумага, лучше отдельными листами.
- Линейки. У нас их три разновидности одна офицерская, другая с кругами разного диаметра и третья с различными геометрическими фигурами.
- Для конструирования необходим деревянный строительный набор, в котором есть кубики, кирпичики, брусочки, цилиндры, арки, полукруги, треугольники.
Создания ритуала занятия:
- Выключите телевизор, телефон, и даже музыку. Гиперактивные дети на все отвлекаются и им очень тяжело сконцентрироваться.
- Занимайтесь, в одно и тоже время (лучше с утра после завтрака)
- Занимайтесь в одном и том же месте.
- Приготовьте все материалы заранее (чтобы ребенок не видел, как вы готовите занятие, пусть каждый раз это будет сюрприз).
- Помогайте ребенку, он должен видеть результат.
- После занятия обязательно повесьте листок с заданием, на стену, чтобы ребенок мог показать его папе, бабушке и другим членам семьи.
- Время занятий – 10-15 минут (первые занятия с сыном у нас длились 6 минут, на большее его не хватало).
Структура занятий:
- Одна тема – и три занятия на эту тему (аппликация, рисование, лепка). Каждый день одно занятие.
- Каждое занятие не больше 1-2 новых слов. Их форма не должна быть уменьшительно ласкательной. Например: Кот, а не кошечка. Ласкательные суффиксы, удлиняют слова. А звуки Ч, Щ, Ш дети позднее осваивают.
- Изучаем только три геометрические формы Круг, прямоугольник, треугольник.
- Цвета должны быть простые.
- Позже вводиться понятие один и много.