Когда первый шок от осознания того, что их ребенок - аутист, проходит, родители вступают в приводящий в смятение мир специалистов, терапевтов, и, увы, шарлатанов. Получение нужной помощи – вот что становится первостепенным. Но как же трудно родителям, охваченным паникой и отчаянием, принять правильное решение!
В последние двадцать лет основные методы работы с детьми, страдающими аутизмом, основывались на результатах прикладных поведенческих анализов (ABA), происходящих из классических работ психолога Скиннера (B.F.Skinner).
Он доказал, на примере опытов над животными, что поведение можно изменить с помощью добросовестного повторения определенных упражнений и подкрепления выработанных таким образом условных рефлексов. А в 1987 году, Ивар Ловаас (Ivar Lovaas) из UCLA опубликовал небольшое исследование, имевшее огромные последствия.
Он сообщил, что у 9 из 19 детей-аутистов, занимавшихся по 40 часов в неделю по бихевиористским методикам, произошло резкое повышение уровня IQ, и они способны сдать экзамен для поступления в первый класс. Только 1 из 40 испытуемых в контрольных группах смог его сдать. Но это был первый яркий луч надежды для родителей детей-аутистов.
Последние годы породили множество вопросов, касающихся АВА-модели. Когда протеже Ловааса, Тристрам Смит (Tristram Smith) попытался повторить выводы и открытия 1987 года в исследовании, датированном годом 2000, он достиг гораздо более скромных успехов по академическим меркам и практически ничего не добился в изучении социального поведения.
Тем временем другие исследователи все-таки открыли новые методы работы с такими детьми. Один из самых известных был разработан детским психиатром Стенли Гринспеном (Stanley Grinspan), в течение 15-ти лет изучавшим особенности детского развития в Национальном Институте Психического Здоровья (The National Institute of Mental Health).
Предпосылкой для его метода, названного DIR (сокращение от начальных букв названий трех основных понятий, входящих в метод – эволюционный (D), основанный на индивидуальных различиях ребенка (I) и взаимоотношениях с ним (R) – Прим. переводчика.) послужила следующая идея: обмен эмоциональными сигналами, изначально происходящий между матерью и ребенком, формирует основу для дальнейшего обучения последнего. С помощью этой методики, Гринспен обучил родителей и учителей вызывать эмоции даже у самых замкнутых малышей, едва научившихся ходить.
Родители и учителя опускались на пол и входили в мир ребенка, помогая превращать повторяющиеся действия, такие как, например, строительство дома из кубиков, в веселое взаимодействие. Гринспен описал этот метод, получивший еще одно название - Floortime («Время, проведенное на полу» – Прим. переводчика) в своей книге «Занимательный Аутизм» (Engaging Autism).
Несмотря на то, что большинство программ для детей-аутистов в Соединенных Штатах Америки базируются на АВА-технологиях, DIR-метод уже совершил проникновение в американское общество, и многие программы теперь содержат элементы обеих методик.
Как же эти методики различаются на практике? Чтобы выяснить это, сотрудники журнала «Time» посетили две школы для детей-аутистов, основанные на этих двух методиках.
Альпийская Группа
Попав в это место, сразу понимаешь, почему родители бьются за то, чтобы их дети попали именно сюда. Кто бы ни захотел, чтобы его ребенок, страдающий аутизмом, жил в этом мирке, полном упорядоченности и спокойствия?
«Альпийцы» находятся в Парамусе, Нью Джерси (Paramus, N.J.) В шести блестящих полных света классах учатся 28 человек, в возрасте от 3 лет до 21 года. На каждого ребенка приходится один сотрудник. 72, 223$ составляющие сумму обучения, компенсируются государством – государственные законы требуют бесплатного обучения для детей с нарушенными функциями.
В Альпийской Группе каждая задача, каждый урок, каждая реакция ребенка тщательно документируются. Документы хранятся в папках-скоросшивателях - так отслеживается прогресс каждого. «Эта скрупулезность – суть технологий АВА» - объясняет исполнительный директор – Бриджит Тэйлор, основавшая школу в 1988.
«Я - ученый-практик и мне нужны подробные данные» - говорит Тэйлор, которая является сертифицированным специалистом по АВА и обладателем степени по психологии. Папка четырехлетней Джоди Ди Пьяцца составляет уже семь дюймов в толщину, хотя Джоди пробыла в Альпийской Группе меньше года. (Дюйм равен 2,5 см, то есть толщина папки равна 17,5 см. Прим. Переводчика). Как и большинство остальных детей в этой школе, она начала АВА-терапию с раннего детства.
Джоди тихо сидит в своем классе за маленьким столом, вместе с преподавателем. Они поочередно рассамтривают фотографии и используют целые предложения, описывая изображенные там сцены. («Девочка едет на велосипеде»). За каждый правильный ответ Джоди получает стикер в свою табличку. Когда девочка набирает определенное количество стикеров, она может выбрать награду.
Когда–то АВА-методика была знаменита именно своими М&М наградами, но сейчас лучшие программы внесли несомненное пополнение в предпочтения детей. Теперь они могут выбирать - любимый вид активности, силу объятий, или, как в случае одного студента, пакетик с любимым кетчупом.
Хотя Джоди не разговаривала до трех лет, сейчас она хорошо говорит и быстро совершенствует свои навыки с помощью двухчасовых занятий по вечерам. «С момента ее пробуждения и до того, как она идет спать, вся ее жизнь строго структурирована» - говорит мать девочки – Мишель, взволнованная прогрессом дочери.
Тэйлор говорит, что 29% ее студентов, в возрасте от 5 до 8, помещены в обычные школы, где учатся наряду с остальными детьми, правда, в основном, их сопровождают помощники.
Тем не менее, у многих из тех, кто живет и учится в Альпийской Группе, речевые навыки ограничены. Некоторые из студентов постарше пользуются разными электронными приспособлениями, для выражения обычных нужд и желаний. А ритуальное поведение, являющееся основной характеристикой аутизма, здесь строго подавляется. «Опусти руки» - велит учитель ученику, который вдруг начинает хлопать. «Наша культура не принимает вот такого поведения» - говорит Тэйлор. «Пятьдесят процентов баталий направлены на то, чтобы поведение ребенка хорошо выглядело со стороны».
В классе, где сейчас занимаются четыре подростка, внимание сфокусировано именно на необходимых жизненных навыках: Джонатан учится печатать список, который они с инструктором возьмут с собой при походе в магазин. Другой мальчик учится обращению с фотоаппаратом, спрашивая у посетителей разрешения их сфотографировать. Интонация и набор слов остаются неизменными при каждом вопросе.
Роботизированное поведение, отсутствие эмоций и невозможность применения отработанных навыков вне школы – вот некоторые из недостатков, приписываемые критиками системе АВА. Например, мальчик, научившийся играть в «Нинтендо» в школе, возвращается к простому включению и выключению игры дома.
Сторонники АВА признают наличие определенных изъянов в системе, но, вместе с этим, они отмечают и длинный список достигнутых результатов. Тристрам Смит из Университета Рочестера говорит так: «На данном этапе все, что выработано вне системы АВА, носит экспериментальный характер».
Какова же вторая методика для детей-аутистов? Ответ на этот вопрос можно найти в стенах еще одной школы, где напрочь отсутствуют тишина и спокойствие Альпийской Группы…